?

Log in

No account? Create an account
Олег
Философия в обычных вещах 
2nd-Oct-2017 12:39 pm
я

Кратко о том, что общего у смартфона, вегетарианства и философии. :))) Был разговор на эту тему, но кое что осталось не освещенным.

Да, обычные вещи и явления нашей современной жизни связаны с идеями, что в рамках философии изучаются. Так, тот же смартфон как идея связан, например, с двумя направлениями философии XX века как техническое изобретение и как культурное явление.

Как техническое изобретение смартфон восходит к коммуникаторам (карманным компьютерам), от них к персональным компьютерам. Идеологически это прагматизм и аналитическая философия. В целом, это о поисках критериев истины, способах обоснования знания и т. д. Опыт и практика, сверка с практикой, поиск фактов (а не законов), исторический аспект знания. А в конце это приходит своеобразному кризису — оказалось, невозможно построить непротиворечивую полную систему критериев истинности знания. В общем, «все дозволено!» (Пол Фейерабенд). В этих условиях наука не может претендовать на авторитет в обществе. Остается только увлечь, фантазировать, играть. Так начинается эпоха расцвета научной фантастики с идеей «наука все проблемы сможет решить в будущем». Еще вчера это мечты о покорении космоса, освоение других планет, технологический оптимизм, а сегодня компьютеры, интернеты, совершенно другая гаражная романтика и более активное участие в жизни общества. Такая вот внезапная смена интересов.

В тоже время роль этического авторитет пытается примерить на себя много различных направлений. Одно из них new age. Иногда его называют проявлением постмодернизма. В интересующий нас период 1960-70-х годов new age становится мейнстримовым явлением, очень популярным. Собственно, из этого направления вышло много явлений культуры современности: диеты и вегетарианство, йоги и курсы самосовершенствования, околорелигиозные секты, всякие ченнелинги и астрологии, ждуны концов света, оккультисты и прочие маги с волшебниками. Много всего. Историки культуры считают, что это было проявлением критики позитивной науки с этической позиции. Мол, ученые должны задуматься о моральности своих действий и исследований, раз уж своих критериев авторитетности нет теперь : от идей Римского клуба до борьбы с гендерными, расовыми и прочими стереотипами (что важнее: посадка спутника на комету или рубашка с неправильным принтом оператора?). В то же время это идеи перехода от общественных форм развития к личностным, персональным (каждый человек вообще бог и т.п.). И это основа сначала персонального компьютера, а потом и смартфона как культурного явления. Самый яркий пример, конечно, личность Стива Джобса, поклонника всяческих дзен-буддистских идей, вегетарианских и йогических практик и других идей new age. Идеи совершенствования (устойчивого развития), постоянной модернизации (возможности доапгрейдить устройства), бесшумности (Джобсу как дзен-буддисту казалось очень важным, чтобы компьютер был бесшумным), автономности и законченности (работать из коробки), важность личности (персональный компьютер, в конце концов) — все это вышло идеологически из практик дзен-буддизма и прочих. Это основы самого обычного смартфона как культурного явления.

В итоге смартфон как техническое устройство существует отдельно, как культурное явление отдельно. То есть, на сегодняшний день смартфон, тот же айфон, скажем, все больше становится лишь техническим устройством, так как та культура, та философия, что была раньше в основе его культурного образа сегодня устаревает (флер револючионности, борьбы за моральный авторитет уходит), а где-то и вовсе считаться чем-то антинаучным (борьба с антинаучными мифами нынче в моде).

Наверняка там еще что-то накручено, если раскопать. И так со многими явлениями и вещами из нашей жизни.


This page was loaded Jun 27th 2019, 11:03 am GMT.